Для меня так и осталось загадкой почему в младшем школьном возрасте наш ребенок отказывался заниматься письмом (эта работа требовала от него поистине титанических усилий и сверхвозможностей), а перейдя в среднее звено школы Рома принял этот процесс, как интересное дело и даже посвятил каллиграфии часть своих заслуженных каникул. Которые, кстати, и так были заполнены до отказа другими дополнительными занятиями. Предположительно можно ссылаться на нарушение мелкой моторики руки на период начальной школы. Но я думаю, моему сыну просто не подходил момент первого класса для серьезной работы по каллиграфии. Поэтому мне нужно было этот вред как-то скомпенсировать, уменьшить, потому что отголоски негативных процессов влияют и на всю последующую учебную деятельность. Тут проступает русская школьная традиция: навредим без учета индивидуальности человека, а потом будем героически преодолевать и исправлять проблемы своими руками созданные.
В первом классе по «Программе 2100» для работы были предложены прописи: Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Прописи для первоклассников к учебнику «Моя любимая Азбука» Бунеев Р.Н. (серия «Свободный ум») в 5-ти тетрадях. М.: «Баласс»,1998 г
Минусы:
— Пропись не производит радостного впечатления: бумага тусклая, странички отпечатаны только черными символами, формат прописи с обычную тетрадь – очень мало места для качественных заданий. Видимо, прописи в варианте «экономный».
— В первой тетради присутствуют многочисленные задания на раскрашивание – это очень раздражало Рому, эти задания игнорировались. Под давлением учителя Рома использовал редкую штриховку вместо заполнения цветом. Например, большой торт Рома «закрасил» четырьмя косыми штрихами простым карандашом.
— Очень мало заданий с логическими элементами, что обедняет эти прописи и снижает детский интерес.
— Отсутствует разбивка по урокам. От этого возникает напряжение: ребенок не может оценить свою работу на ограниченном этапе, а вынужден воспринимать прописи, как бесконечную реку.
— Плохо представлен разбор букв по элементам, не показана начальная точка и дальнейшее движение ручки.
— Большой недостаток: масштаб букв обычный. Нет огромного размера и большого. Первоклассники сразу начинают работать с обычным мелким масштабом, что на мой взгляд невозможно.
— Большой недостаток: работа начинается сразу на широкой линейке! Узкая линейка не встречается вообще!
— Большой недостаток: нет опоры (косая линейка помогающая определить наклон букв).
— Главный недостаток: не дано понятие ячейки, ограниченной области для буквы. Ведь ячейка позволяет описать словами движение ручки. Например: «Начнем писать строчную букву Т. Пишем косую палочку: поставили ручку в левый верхний угол ячейки, двигаемся вниз до левого нижнего угла.»
— Общее впечатление: все одноцветное, мелкое, плотно исписанное, непрерывное, однообразное.
Плюсы:
— Встречаются в первой тетради рисунки пунктиром (нужно обвести по контуру), что привлекало Рому. Эти задания выполнены все без исключения и цветными карандашами.
— Есть задания в первой тетради: «Сравни и дорисуй». Они вызывали большое желание и интерес ребенка.
Прошло пять лет! Лето после окончания пятого класса. И вот в благостной обстановке загородной жизни при пении птиц и прохладе летнего утра мой сын осознанно занимался каллиграфией. Как и в любом другом деле, мы составили недельный план и придерживались его. Вот тут мне и пригодились те прописи, которые были закуплены мной для коррекции воздействия начальной школы. Часть их мы использовали для подготовки к школе, другие были подобраны для работы летом после первого класса, а много прописей так и осталось с чистыми страницами.
Здесь я укажу только те прописи, которые были составлены удачно и очень нам помогли. И которые мы использовали дополнительно к школьной программе. Введение Ромы в письмо я считаю неудачным, да и русский язык с диктантами и орфограммами, как предмет тоже не имел успеха. Для моего ребенка ни тот, ни тот вариант не подходил. И писать он не хотел, и русский его еще больше запутывал. Здесь у меня нет четкой позиции. Приблизительно могу сказать, что только игровыми заданиями с логическим элементом можно Рому было заинтересовать что-то писать. Да и сейчас его предпочтения не изменились.